Путевые заметки Алекса Мумжиу

Оригинал - Travel Notes by Alex Mumzhiu. Перевод с английского - Н.Н. Берг.

Заметки опубликованы в хронологическом порядке. Первая заметка - от 5 июня 2003 года. Последняя заметка - от 22 ноября 2003 года.

<<< предыдущая заметка полный список следующая заметка >>>

3 июля 2003 года, Санкт-Петербург, Россия

Псков, Пушкинские горы

Как я уже сказал, я купил автобусный тур во Псков, Печоры, Изборск и Пушкинские горы - до этого маршрута ехать 5 часов от СПб. Мне сказали прийти точно в 7:00. Но автобус отправился в 8:00. Туалет в автобусе не работал. В уличном туалете не было бумаги. Книга Lonely Planet пришла на помощь... как всегда.

Перед тем, как начать свой рассказ, гид посоветовала нам не пить в дороге, потому что с туалетами в пути будут сложности. Я помню, что западные туристы всегда носят с собой бутыль с водой - но только не в России.

Экскурсия была не такой уж и плохой, особенно если сравнивать с группами, шедшими впереди и позади нас (мы лышали и их экскурсоводов).

Что меня действительно поразило, так это посмертная маска Пушкина. Конечно, я видел ее и до отъезда в Америку. Но только после того, как я провел 20 лет в Америке и познакомился со всеми типами лиц негроидной расы, я действительно смог различить негроидные черты в лице Пушкина. Такие лица несложно встретить где-нибудь в Вашингтоне. Предок Пушкина, Ганнибал, был негром.

Я получил огромное удовольствие и действительно насладился этими чудесными местами, выехав вечером покататься на велосипеде. Я поехал от турбазы в Михайловское, затем в Тригорское, и оттуда обратно на турбазу. Хотя я был единственным посетителем Михайловского, охранник сказал мне не кататься на велосипеде. Так что я поехал по холмам и полям, окружающим поместье Пушкина, по которым сам Пушкин скакал в свое время на любимом аргамаке. Ничто не мешало мне проникаться духом тех мест, столь дорогих сердцу каждого, кто любит Пушкина.

Я уверен, что если бы во времена Пушкина существовали бы велосипеды, он бы тоже предпочитал кататься на байке. Лошади - живые существа и требуют внимания. Велосипеды не нуждаются в овсе, не оставляют за собой навоз и не ржут.

Тремя днями позже я ехал на велосипеде мимо Марсова поля в СПб и увидел девушек, предлагающих покататься на лошадях вокруг площади. Помните, я писал о таких девушках пару лет назад?

Одна из девушек приняла мой вызов, и мы объехали вокруг площади. Я ехал на велосипеде по асфальту, она - на лошади по гравию. Лошади не могут быстро бежать по асфальту. Мы финишировали одновременно.

Мой друг дал мне почитать книгу Сергея Довлатова "Заповедник", написанную как раз об этом пушкинском мемориальном комплексе. Довлатов работал здесь гидом. Так что я попытался посетить несколько мест, упоминаемых в книге, в основном третьесортные столовые, где он выпивал. Удивительно, но здесь все знают, кто такой Довлатов, и некоторые его помнят.

Моя группа уехала в воскресенье вечером. Я остался, чтобы покататься на велосипеде, и планировал кататься и на следующее утро. Но начался сильный дождь, и я решил ехать в Санкт-Петербург. На улицах почти никого не было. Я встретил двух цыганок, и они мне объяснили, как выйти на шоссе. Они спросили меня, откуда я. Я сказал, что из Вашингтона. Они впечатлились. Одна из них предложила погадать мне, а вторая - назначить свидание на завтра. Но я предпочел отправиться в СПб.

Автобусов не было. Тогда, под впечатлением сайта российских автостопщиков http://www.avp.travel.ru/, я решил отправиться на попутках. Когда я добрался до шоссе, я уже совершенно промок. В этом нет ничего страшного, когда вы двигаетесь. Образуется что-то вроде водяного скафандра. Но когда вы неподвижны, то начинаете замерзать.

Никто не останавливался ради меня около часа, и я уже был готов вернуться в гостиницу. Внезапно маленькая легковушка остановилась и подобрала меня. В ней ехала семья псковичей из находившейся неподалеку деревни. Они говорили с невозможным псковским акцентом, который всегда был объектом насмешек. Они сделали довольно большой крюк, чтобы подбросить меня до магистрали - очень хорошие люди.

Следующей машиной, подобравшей меня до Пскова, был Камаз с бревнами. У водителя были сигареты, у меня - водка. Мы хорошо провели время. Он рассказал мне свою историю, и я понял, в чем заключается основное удовольствие от автостопа: вы регулярно встречаете хороших людей! Плохие просто не останавливаются.

Я был во Пскове 35 лет назад в свой медовый месяц, или, точнее, на медовые выходные. Псков показался мне тогда внушительных размеров городом. Но на велосипеде он кажется маленьким.

Бабушки на улицах продают белые грибы по 1.5$ за большую связку. Я поел грибного супа в местном ресторане, который учуял издалека. Псков - столица грибной страны.

Два дня назад наш автобус останавливался во Пскове, и мы ходили во псковский Кремль, опять в окружении таких же групп туристов. Вечерняя велопрогулка вдоль реки Великой оказалась более приятным и романтическим развлечением. Псков находится в гораздо более приличном состоянии, чем многие другие провинциальные города России.

<<< предыдущая заметка полный список следующая заметка >>>

Оригинал - Travel Notes by Alex Mumzhiu. Перевод с английского - Н.Н. Берг.