GMail: впечатления после первого знакомства

Оглавление документа
Условия эксперимента
Вход в систему
Хвалёная концептуальность
Впечатление от интерфейса в целом
Как выполнять базовые действия
Пишем новое письмо
Получаем новую почту
Выражаем свой интерес к письму
Параллельный просмотр списка сообщений и их текстов
Шаблоны сообщений
Реализация новых («концептуальных») идей
Метки
Архивация
Ссылки в гипертексте
Клеветникам России, что ли...
Осталось за бортом

Концепция почтового интерфейса, предложенная Google'ом, вызывает в основном экстремальные оценки. Восторги достаются концептуальности, а критика — самой идее веб-интерфейса к почте.
Оба аргумента имеют очень мало общего с теми плюсами и минусами, которые заметила лично я за несколько первых часов (да-да, мало, знаю) использования системы GMail. Ниже — краткое изложение моих впечатлений с небольшими пояснениями в стиле «почему хорошо и почему плохо».
На объективность даже и не думаю претендовать — вводные слова «по-моему» и «как мне кажется» расставьте по вкусу и самостоятельно. Субъективизм чистой воды — причём скорее субъективизм пользовательский, чем сколько-нибудь профессиональный.

Условия эксперимента

Для чистоты эксперимента использовался броузер FireFox: почему-то мне показалось, что две «общепризнанно правильных» системы должны дружить достаточно устойчиво. Ну, про особенности расчудесного FireFox'а в другом месте, а пока — просто держите в голове, что речь не об Internet Explorer'е.
Да, и разумеется, dialup.

Вход в систему

Не то чтобы я сильно возражаю против новой моды заставлять пользователя вводить вместо логина свой адрес электронной почты. Беда только в том, что вводить его при входе в саму эту электронную почту — глупость и нелепость.
Да, и почему при этом при входе на Google Groups мне пришлось вводить те же самые логин и пароль ещё раз — ума не приложу. Тот же Яндекс давно уже худо-бедно ввёл у себя систему единой авторизации на все проекты — а Google что, своим путём пошёл? Какой-то уж слишком непрозрачный путь.
FireFox не запоминает значения полей в форме авторизации чуть ли не исключительно для проектов Google — что, видимо, тоже является частью новой интерфейсной концепции (читай — хаков в DHTML).
Расколбас с переадресацией URL'ов туда-сюда выглядит настолько неприлично, что и ругаться-то совестно по этому поводу.

Хвалёная концептуальность

Лирическое отступление. Кажется, я знаю, почему многие «продвинутые интернет-деятели» так счастливы идеей Google'а хранить все письма в одной свалке, выуживая их оттуда по динамичным критериям (поиск, маркировка и т.п.).
Ну ещё бы, в кои-то веки удалось проявить свой недюжинный интеллект — и, главное, тут же похвастаться своими достижениями, гордо объявив о «переходе на @gmail.com» или о том, что «у меня @gmail.com есть на всякий случай». Тут ещё примешивается и выпячивание своей элитарности, ибо регистрация закрытая. Но, опять же, сейчас не об этом.
Резко? Но, увы, никаким другим аргументом не могу себе объяснить то чудное явление, что все, и апологеты, и противники, единодушно сходятся в том, что «концепция GMail сложна для простого пользователя».
Простой пользователь сам разберётся, что ему сложно, а что просто, не надо за него решать. И, с другой стороны, не надо себя считать кем-то из ряда вон лишь потому, что в GMail разобрались.

Впечатление от интерфейса в целом

У меня есть осознанный метод субъективного (т.е. лично для меня) определения качества нового интерфейса. Излагаю.
Надо выйти из системы, погулять на свежем воздухе, забыть про компьютерные дела на пару часов — и потом без подготовки, с места в карьер, попытаться вспомнить интерфейс в целом и «в уме» пройти через него, реализуя несколько «самых моих» сценариев использования.
То, что в этой «виртуальной лаборатории» делается автоматически — сделано хорошо и в реальности. То, что требует напряга — требует и улучшения. А то, что невозможно вспомнить — сделано из рук вон.
И ещё крайне важная мелочь. То, что вспоминается первым делом — обычно и есть основная причина дискуссий на тему «хорошо или плохо». Заметьте, я не говорю — «предмет», но — «причина». «Почему вы дали тому мужчине хороший шашлык, а мне плохой? — Потому что он мне нррравится!» — немногие из нас честно признаются, что часть псевдоаналитических оценок базируются на простом «нравится/не нравится».
Ближе к GMail. Результаты всех мысленных экспериментов вполне аналитичны, и поэтому описаны ниже. А в «нравится/не нравится» вычленилось одно: дизайн цвета и формы. Да, у внешнего GMail на редкость запоминающийся стиль — впрочем, это вообще особенность проектов Google. Насколько это важно для успеха системы — вопрос религиозный.
Так вот, моя интерфейсная религия говорит мне, что Google более-менее успешно научился «подсаживать» значительную часть пользователей на свой крайне убедительный (хотя и разнящийся от проекта к проекту) стиль. Этот факт сложно оценить в терминах «хорошо/плохо» — для кого хорошо? для чего плохо? Но большая часть споров конкретно по GMail, увы, дальше обсуждения рюшечек и палитры не продвигается.

Как выполнять базовые действия

Всё же почта должна быть почтой, да? Вот и проверим.

Пишем новое письмо

Не поверите, но ссылку «написать письмо» я искала полторы минуты. Ещё раз: полторы минуты. Почему? Ну да, наверное, тупая. А кроме? Вот причины, бросающиеся в глаза:

Получаем новую почту

Нич-че-го не понимаю. Если кнопочка Refresh или Check mail где-нибудь и есть, то я её не нашла. Если нет, то — почему?
Очень живо представляю себе обсуждение разработчиков «нужна ли нам такая кнопочка». Победили те, кто считает, что «пользователь и так нажмёт F5, если надо», что «да это для продвинутых, нафиг» (???), что «не будем загромождать интерфейс» и что «зачем нам features только для того, чтобы было». Дурррацкие софистические аргументы — а в результате мы без кнопки. Да-да, пусть это действие можно сделать тысячью других способов, всё равно — спасибо, блин, большое.

Выражаем свой интерес к письму

Вот пришлось такое странное название действия придумать. Суть-то проста — как-нибудь пометить письмо, выделить на фоне других. В каких-то почтовых клиентах это флажки, в каких-то галочки, может, ещё что бывает — короче, в GMail это достаточно очевидные звёздочки.
На понимание того, что по звёздочке надо кликнуть, и тогда она загорится/погаснет, ушло секунд 20 активного думанья. Это первый случай в моей практике общения с почтовыми клиентами, когда подобная операция вообще вызвала мыслительный процесс. А стоило ли?..
Действие «поставить звёздочку на то письмо, которое я сейчас читаю» так и осталось для меня загадкой — ну не нашла я, где его сделать, не нашла! Пришлось возвращаться в список, искать то письмо, что я только что читала (а это было крайне непросто — письмо никак не выделяется, вот и ищи...), и уж в списке ставить звёздочку. Что-то тут не так, подумала я...

Параллельный просмотр списка сообщений и их текстов

Сверху список заголовков, снизу — текст выделенного письма. Ну или слева список, справа — текст. Привычно, удобно, а главное — реализуемо и в веб-интерфейсе тоже. Outlook Web Access, по крайней мере, это делает, и не так чтобы уж совсем плохо. Ждём, что ли, выхода релиза GMail'а...

Шаблоны сообщений

Коротко и ясно: шаблонов нет. Snippet'ов, конечно, тоже — полагайтесь на мультибуфер Windows. No comments.

Реализация новых («концептуальных») идей

Я не успела ещё познакомиться со всеми возможностями GMail — ну так, может, процентов 80. Пока этого вполне достаточно — опишу их.

Метки

Метки — это как бы «главная feature». Её существованием положено восторгаться, а использованием в личных целях — гордиться. Так что прошу внимания.
Суть: вместо того, чтобы физически перетаскивать письма по папкам, вы вешаете на них метки. Соответственно, команда «найди-ка мне все письма с этой меткой» полностью эквивалентна команде «покажи-ка мне все письма из этого каталога».
Бонус: на одно письмо можно навесить несколько меток.
Плохо: структура меток не древовидна (да-да, я всё знаю, это отсталая технология). Возможности «умножать» метки (находить письмо с двумя метками) я тоже не нашла — но думаю, это скорее претензия к интерфейсу, ибо не может же быть, чтобы не было уж такой-то очевидной вещи!
Совсем плохо: на письмо нельзя повесить метки в процессе его написания. В результате толк от этих меток лично для меня почти пропадает — ибо неструктурированный архив отправленных сообщений всегда был кошмаром, а тут ну ведь один шажок до его счастливого разрешения, и вот на тебе! Конечно, можно повесить метки на письмо уже после написания: пойти в Sent messages, найти то письмо,.. ну, вы поняли, насколько этот сценарий «жизненный».

Архивация

Вот есть удаление почты, а есть её архивация. Вы уже почувствовали разницу? Я тоже нет. Причём странно — кнопочка Archive висит на видном месте (там, где по всем нравственным законам полагается быть кнопочке New), но вот куда она засовывает выделенные письма???
Вот только что пришло в голову: ага, наверное, архив — это такое специальное место, откуда можно вытаскивать «неактуальные» письма при помощи поиска и меток. Ну, неплохая мысль, конечно, но всё равно страшно, поскольку возможности «посмотреть весь архив» нету.

Ссылки в гипертексте

После нескольких экспериментов я уже боюсь нажимать ссылки в GMail. Ну невозможно предсказать, где они откроются. Что-то лезет без нужды в новое окно (и спасибо, если стандартного размера), что-то, наоборот, заползает в уже открытые, и при этом совершенно посторонние окна.
Вывод: в особо важных случаях придётся под GMail выделять отдельный броузер — чтобы параллельную работу не затёр и не убил.
Отдельная кривизна со ссылками вылезает из GMail Notifier — в целом неплохой программы, висящей в system tray Windows и предупреждающей о новых письмах. Ой, что было, когда я перенастроила поведение ссылок mailto: так, чтобы по ним открывался GMail, ой, что было... Опять же, о том, что неприлично залезать со своим контентом в чужие окна, GMail Notifier как-то не в курсе.

Клеветникам России, что ли...

Так называемые «новые» интерфейсные идеи сначала приходят в голову пользователей, а уж потом с трудом и значительными потерями добредают до разработчиков. Всегда.
Да-да, я знаю, что ваш пользователь тупой и не отличает мышку от клавиатуры. Это всего лишь значит, что вы отчаялись получить свежие идеи от серой массы. Ну и не надо — ищите в ней самородки, что ли. Многие умеют, а вы уж, как водится, исключение, да? Впрочем, ликбеза достаточно.
В GMail не реализовано ни одной идеи, которая не появляется у вменяемого пользователя через два-три дня активной работы с электронной почтой (или через две-три недели, но уж никак не через десять лет).
Да-да, я знаю, что это огульное обвинение. Но тут уж извините, когда за великое достижение выдают урезанную версию того, что должно было появиться ещё в одна тысяча девятьсот лохматом году, если бы не [skipped] фирм по разработке программного обеспечения...
Короче, всё, что сделал GMail — это соблаговолил наконец-то реализовать то, что хотят от почтового клиента некоторые люди (и как они, эти загадочные, но вполне реальные некоторые люди, давно уже делают «на коленке» в достаточно гибких почтовых клиентах вроде Outlook'а или The Bat!'а). Счастье, конечно, ибо никто его не обязывал. Ура, спасибо.
Собственно, это же всё не в упрёк Google'у — наоборот, им-то только благодарность. Но в упрёк тем, кто захлёбывается слюнями от счастья и рассыпается в похвалах системе, которая по сути лишь подчёркивает своим существованием отсталость конкурентов. От нужд пользователей, а не от мифических «требований рынка».

Осталось за бортом

GMail Notifier, клавиатурные сокращения, вроде как наконец появившаяся доставка почты по POP3-протоколу, фильтры (а есть ли?) и переадресация, сравнение с существующими веб-интерфейсами электронной почты. Заманчиво, есть что сказать, но не хочу пока.

Hosted by uCoz